Новости:

О создании Союза вагоноремонтных предприятий

Рядом вагоноремонтных предприятий весной 2019 года инициировано обсуждение вопроса о создании в России новой добровольной некоммерческой организации – Союза вагоноремонтных предприятий (СВРП).
Предлагаемая концепция создания СВРП предусматривает координацию деятельности его членов на рынке ремонта железнодорожного подвижного состава, представление и защиту интересов предприятий, формирование «авторитетной площадки» для диалога с ОАО «РЖД», госорганами, операторами, собственниками подвижного состава и производителями запасных частей, совершенствование нормативно-правовой базы вагоноремонтных предприятий, а также формирование стратегии развития и внедрения новых технологий в вагоноремонтном комплексе в условиях реформирования железнодорожной отрасли.

Сама инициатива создания СВРП возникла в момент, когда президентом России в майском указе 2018 года и в Послании Федеральному собранию в феврале 2019 года были чётко определены основные драйверы экономического развития на среднесрочную перспективу – цифровизация, увеличение производительности труда, поддержка занятости, развитие инфраструктуры, увеличение объёмов грузоперевозок – в связи с чем поиск новых подходов к регулированию деятельности железнодорожного транспорта приобретает особую актуальность.

Естественно, развитие отрасли не стоит на месте так же, как и развитие государства. В этой связи всем участникам рынка приходится подстраиваться. Авторы идеи создания СВРП полагают, что в него войдёт порядка 70% участников рынка, прежде всего частные предприятия с независимыми собственниками, а также АО «ВРК-1», АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3» – как наиболее значимые.

Однако необходимо отметить, что в холдинге «РЖД» (в который входят указанные выше наиболее крупные вагоноремонтные предприятия) до настоящего времени ещё не утверждена и находится в стадии разработки Концепция вагонного комплекса, в которую, соответственно, входит вагоноремонтный комплекс.

Кроме того, не стоит забывать про Директивы правительства о продаже АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3», таким образом судьба двух из трёх крупнейших игроков до сих пор не определена.

Дополнительную неопределённость в ситуацию на рынке вносит затягивание принятия решения о передаче АО «ВРК-1», АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3» объёмов текущего отцепочного ремонта, выполняемых в настоящее время на мощностях вагонного хозяйства ОАО «РЖД».

Но не стоит думать, что данные вопросы «пущены на самотёк» – формирование вектора дальнейшего развития вагоноремонтного комплекса активно обсуждается в настоящее время на существующих площадках: профильный подкомитет по ремонту вагонов Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) и Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ).

Создание нового центра дискуссий в виде СВРП приведёт к появлению дополнительного звена в цепочке согласования принимаемых решений, что в конечном счёте только затянет принятие решений и затормозит процесс развития вагоноремонтного комплекса.

И СОЖТ, и ОПЖТ существуют довольно давно: 15 июля 2009 года СОЖТ получил государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ; 20 апреля 2011 года СОЖТ получил статус СРО.

ОПЖТ учреждено в июне 2007 года, в него входят 156 предприятий и холдингов из 34 субъектов Российской Федерации, на долю которых приходится производство 90% всей железнодорожной продукции в РФ, а также компании из Германии, Украины, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.

Партнёрами ОПЖТ являются правительственные органы РФ. Объединение сотрудничает с международными организациями и общественными структурами, что позволяет оперативно решать вопросы с государственными органами, а также на постоянной основе приглашать представителей на заседания комитетов и подкомитетов, на которых рассматриваются животрепещущие темы. АО «ВРК-1», АО «ВРК-2» и АО «ВРК-3» также являются членами ОПЖТ.

Заседания подкомитета по ремонту вагонов комитета по грузовому подвижному составу ОПЖТ проходят на регулярной основе по следующим основным направлениям:
– создание условий для развития специализированных организаций в сфере ремонта грузовых вагонов;
– создание единой нормативной базы для осуществления ремонтов грузового подвижного состава;
– совершенствование технологий ремонта грузового подвижного состава;
– защита российского рынка от контрафакта и некачественной продукции для ремонта;
– согласованность действий в области обеспечения требований безопасности грузовых вагонов, поступающих в эксплуатацию после ремонта;
– согласованность действий в области обеспечения качества ремонта грузовых вагонов;
– определение целевых показателей в части обеспечения потребности рынка по объёму ремонта грузовых вагонов на железных дорогах России;
– организация взаимодействия с изготовителями железнодорожной продукции, нового вагоностроения и производителями запасных частей для ремонта вагонов;
– организация взаимодействия с владельцами инфраструктуры путей общего пользования в РФ и СНГ в части согласованности требований к техническому состоянию грузовых вагонов после ремонта;
– разработка нормативной, методической и иной документации коллективного применения.

Стоит также отметить, что на сегодня ОПЖТ и СОЖТ уже решают все те задачи, которые предлагает решать СВРП, но при этом нужно учитывать их опыт и достигнутые результаты работы. Создание данного союза может привести к дублированию функций и возникновению противоречий между новой и имеющимися площадками.

Исходя из изложенного, АО «ВРК-1» считает, что на данный момент, в условиях существующей неопределённости, создание СВРП не только нецелесообразно, но и может оказать негативное влияние на результаты и сроки работы, проводимой в настоящее время вагоноремонтными предприятиями на существующих дискуссионных площадках ОПЖТ и СОЖТ.

Алексей Шило