Новости:
Все за одного
До конца года в АО «Вагонная ремонтная компания-1» разработают проект единого Положения о коллективной ответственности. Документ рассматривается как основополагающий инструмент для минимизации рисков травмирования на производстве.
К такому решению пришли главные инженеры структурных подразделений АО «ВРК-1» и специалисты по охране труда – участники проходившей в Самаре сетевой школы, посвящённой вопросам безопасного труда как основе экономической стабильности компании.
Предварительно ключевые параметры Положения будут прорабатываться с юристами, согласовываться с первичной профсоюзной организацией АО «ВРК-1» и обсуждаться в коллективах депо, где в ближайшее время должна развернуться разъяснительная работа.
По мнению главного инженера АО «ВРК-1» Андрея Рогозина, такой подход поможет повысить культуру безопасности труда и поспособствует осознанию каждым работником своей роли в обеспечении ответственности за состоянием охраны труда на предприятии.
Заместитель генерального директора – директор Самарского филиала АО «ВРК-1» Алик Кинзебаев уверен, что базируясь на принципе коллективной ответственности, работники сами будут заинтересованы в выявлении нарушителей и повышении эффективности профилактической работы.
На этом фоне в разы возрастает роль наставничества, ведь по статистике, наиболее часто нарушения допускают новички – работники со стажем работы до трёх лет, и, как ни парадоксально, работники с более чем 10-летним опытом. В связи с этим стоит задача – разработать максимально чёткий алгоритм подготовки персонала, чтобы сформировать новое поколение наставников. Помимо этого, для стимулирования интереса к повышению культуры производства в компании намерены развивать соревновательный аспект и изыскивать резервы для формирования «Фонда мастера».
Задача – сократить риски
В течение последних трёх лет АО «ВРК-1» увеличивает расходы на создание безопасных условий труда. По словам заместителя начальника отдела охраны труда, промышленной и экологической безопасности АО «ВРК-1» Людмилы Петриковой, затраты на охрану труда на одного работающего за 7 месяцев текущего года выросли на 16,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В результате на одного работающего сейчас приходится свыше 5,6 тыс. руб.
С начала года в структуре АО «ВРК-1» на мероприятия по охране труда без учёта затрат на средства индивидуальной защиты было потрачено свыше 21 млн руб., из которых 12 млн руб. – на мероприятия по снижению производственного травматизма и 9 млн руб. – на меры по улучшению условий труда. Все работники обеспечиваются специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты, проходят обязательные медицинские осмотры, обучение и инструктажи по охране труда.
Однако несмотря на предпринимаемые меры, пока ситуация на предприятиях остаётся сложной. Если в 2016 году было зафиксировано пять случаев травмирования работников, то в прошлом году их количество выросло до 24 случаев, причём один из них – со смертельным исходом. Негативный тренд сохраняется, и с начала года уже допущено 19 случаев травмирования, в том числе групповой – в ремонтном вагонном депо Сызрань, и по одному тяжёлому случаю в депо Свердловск, Саратов и Нижнеудинск.
Основные причины произошедшего – неудовлетворительная организация работ и нарушения технологического процесса, личная неосторожность и неисправность оборудования. Каждый из этих трагических инцидентов инициировал целый комплекс дополнительных профилактических мер. Так, после группового смертельного случая в ремонтном вагонном депо Сызрань, где в марте во время работ на воздуховоде из-за сошедших двух вагонов погибли мастер и слесарь-ремонтник производственного участка по обслуживанию и ремонту оборудования, в течение месяца на всех предприятиях компании действовал повышенный режим по управлению охраной труда. Также были приняты беспрецедентные меры по проверкам структур в части соблюдения норм охраны труда представителями центрального аппарата.
Как рассказала ведущий специалист по охране труда вагонного ремонтного депо Сызрань Ольга Никишина, на предприятии разработан регламент взаимодействия между работниками, отвечающими за маневровые операции, и работниками, выполняющими задания на путях. Все ситуации расписаны досконально. Кроме того, здесь действует инструкция по охране труда для слесарей-ремонтников при работах по обслуживанию воздушных магистралей, а сам воздухопровод перенесён на территорию депо за ограждение.
Издаются приказы, ответственные привлекаются к дисциплинарной ответственности, изымаются предупредительные талоны по охране труда, нарушители лишаются премиальной части оплаты труда. Тем не менее, сами работники пока нередко пренебрегают элементарными правилами безопасности. Меры дисциплинарного взыскания в виде выговоров регулярно поступают в адрес начальников депо, где по результатам видеоконтроля выявляются факты отказа от обязательного ношения касок или каскеток. Хотя исключительно наличию каски обязан сохранением жизни главный механик вагонного ремонтного депо Саратов, упавший с ёмкости на бетонный пол после выхлопа нефтепродуктов с воспламенением. Несмотря на полученную комплексную травму, это оказался тот редкий случай, когда работник вовремя прислушался к специалисту по охране труда, до этого на протяжении длительного времени ходившего за главным механиком с каской буквально по пятам.
Территория безопасного труда
Автоматизация наиболее опасных производственных процессов – одна из приоритетных задач для АО «ВРК-1». До конца года на Совет директоров компании будет вынесена Стратегия развития до 2025 года, предусматривающая в том числе и инновационное развитие.
Как пояснил Андрей Рогозин, за счёт автоматизации и роботизации производства планируется повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции, а также побороть кадровый «голод». Особенно остро дефицит ряда специалистов ряда профессий – слесарей и электрогазосварщиков – сейчас ощущает ремонтное вагонное депо Хабаровск, которое вместе с ещё четырьмя предприятиями будет включено в программу автоматизации и роботизации. Предполагается, что процесс обновления затронет колёсно-роликовые цеха, участки ВКМ, тележечные участки и участки контроля пункта автотормозов (АКП).
В компании признают, что решить столь масштабные задачи без современного оборудования невозможно. На пороге четвёртой промышленной революции в АО «ВРК-1» основную потребность видят в оборудовании, снижающем влияние «человеческого фактора». Руководство АО «ВРК-1» уже провело ряд встреч с компаниями-производителями. Наиболее актуальные из них разработки включат в среднесрочную инвестиционную программу.
Однако исключительно дооснащением и модернизацией действующих производств в компании не ограничатся. В настоящее время рассматривается возможность строительства новых депо. Максимальная автоматизация и роботизация производства здесь будет заложена ещё на стадии проектирования.
Поставили на Zero
Состоявшаяся в Самаре сетевая школа станет отправной точкой для полной перезагрузки методов и подходов к обеспечению высокого уровня культуры производства. Знаковое решение форума – коллектив АО «ВРК-1» присоединяется к движению «Vision Zero» – «Нулевой травматизм». Напомним, что концепция «Vision Zero» подразумевает выполнение семи основных правил: лидерство, управление рисками, постановка ясных целей, систематическая работа по совершенствованию охраны труда, обеспечение безопасности производственных помещений, повышение квалификации работников и их мотивация.
«Никакие планы экономического или технического характера не могут быть приоритетнее, чем необходимость обеспечения безопасности работников на местах. А достижение этой цели напрямую зависит от организационных вопросов и эффективной работы с людьми», – уверен Андрей Рогозин.
В АО «ВРК-1» разработаны стратегические программы по пожарной безопасности до 2021 года и по экологической безопасности до 2025 года. Реализацией мероприятий на местах займётся инженерный блок, который предлагается дополнительно усилить специалистами, отвечающими за экологическую, пожарную и промышленную безопасность. Планируется пересмотреть штатные расписания депо, выделив из технических отделов соответствующих специалистов. Таким образом, в депо должна заработать новая внутренняя структура, где в прямом подчинении у главного инженера предприятия будут находиться специалист, отвечающий за охрану труда, инженер по пожарной безопасности и экологии, а также главный механик и отдел ОГМ с функционалом в сфере промышленной безопасности.
Вскоре должны вступить в силу новые правила по техническому обслуживанию и ремонту грузовых вагонов и изменённые типовые нормы обеспечения работников спецодеждой. Помимо этого, в компании намерены обратиться к опыту РЖД в части разработки стандарта системы управления охраной труда и профессиональными рисками, методики их определения, а также эффективнее использовать финансовые инструменты – 0,2% от бюджета на реализацию мероприятий по снижению производственного травматизма и повышение условий труда.
На сетевой школе стоящие задачи детально обсуждались в формате шести «круглых столов». По словам ведущего специалиста по охране труда ремонтного вагонного депо Саратов Любови Евдокимовой, работа участников форума получилась очень продуктивной как с информационной, так и практической точки зрения – коллеги со всей сети в порядке эксперимента провели импровизированную проверку и анализ соблюдения норм и правил охраны труда в депо Кинель.
«Все принятые на сетевой школе решения – конструктивны, ориентированы на формирование единого подхода и стандарта в сфере охраны труда. Сейчас главное – успешно реализовать все поставленные задачи на уровне предприятий», – отмечает главный инженер ремонтного вагонного депо Инская Вячеслав Матюх.
Для популяризации соблюдения норм охраны труда в АО «ВРК-1» актуализируют работу по созданию видеороликов и тематических презентаций. И если в железнодорожной отрасли среда традиционно – День безопасности, то в АО «ВРК-1» теперь есть ещё один обязательный день – четверг, посвящённый исключительно вопросам охраны труда.
Александр Северов